сайт о Гродно Grodno.by GERB_PART_A
Сайт о Гродно ВСЕ О ГРОДНО ПРОГРАММА ТВ СПРАВОЧНИКИ НОВОСТИ ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ АРТ ЖИВОПИСЬ КУЛЬТУРА ИСКУССТВО ФОТОГРАФИЯ ПОЭТЫ ХУДОЖНИКИ
О городе Гродно О городе Гродно GERB_PART_B
 
Камин в этом малом салоне должен помнить еще своего хазяина, Станислава Нагорского, второго мужа Элизы Ожешко.

Супруга, однако, росла — над собой и над мужем. Может быть, впрочем, это был рост исключительно интеллектульного порядка. Вполне. В Людвиново, имение мужа, она перевезла книги из Мильковщины, из библиотеки отца. Дидро, Руссо, Вольтера... «Почти всю» французскую литературу XVIII века. Более других авторов ей был близок Руссо. Наверняка она читала его «Новую Элоизу» — историю в письмах, над которой когда-то все буквально рыдали. Название романа, по крайней мере, очень для нее символично: тогда-то как раз и рождалась новая Элоиза.

Рождалась, впрочем, из каких-то противоречивых данностей.

Сама принимавшая участие в восстании 1963 года, она не поехала в Пермь за сосланным мужем. Не «декабристка», одним словом, нисколечко. Не приняла его и после амнистии, не поддержала — ни морально, ни материльно. Она его никогда не любила, да. Но что из этого, если она — жена? Она слишком скоро поняла, что с его стороны брак этот был расчетом, что он — мот, кутила, бонвиван. Это да. Но что из этого, если она — жена?

Просто нравы полуторавековой давности только кажутся нам строгими. Она лишь оставила себе после развода его фамилию. Зачем? Кто-то полагал, что ей стало жалко литературных трудов, которые ко времени развода успели выйти под фамилией Ожешко. Кому-то виделось все чуточку светлее: оставить фамилию первого мужа вынудили, мол, недостаточная жертвенность — до ссылки («для человека, который пострадал за святое дело») и угрызения совести — после. Она, между прочим, от этой своей нежертвенности страдала до конца жизни. Она страдала, впрочем, от всего. Это было растянутое во времени деление души на составные части, на клочья, мучительное и безысходное.

В конце шестидесятых она знакомится с адвокатом Станиславом Нагорским. Симпатизирует ему. И он ей тоже! Но адвокат Нагорский не свободен...

Этот дом такой же серый, кким был при жизни его последней хозяйки. Нет только “милого огородика”

Здесь есть обстоятельство, которое можно даже назвать пикантным. Взаимная симпатия Станислава Нагорского и Элизы Ожешко начала разгораться в 1869-м. В 1870-м она поселяется в Гродно. Спустя пятнадцать лет, в течение которых симпатия ее не угасает, в 1885-м, в Гродно случается, как мы помним, сильнейший пожар. 29-го мая, в половине десятого утра в доме Бушкевича в еврейском квартале начавшись, он прекратился только 1-го июня далеко-далеко от него. Засуха предыдущих дней плюс ветер, плюс слишком узкие для пожарных команд переулки, плюс скудный (всего в сорок тысяч ведер) запас воды — и город за три дня лишается 875 зданий. Половина горожан остается без крова. Элиза, дом которой, располагавшийся на Сенной, тоже сгорел, принимает решение поселиться в качестве квартиросъемщицы в уцелевшем сером доме на Садовой. В доме Станислава Нагорского и его умирающей жены. Предприимчивость ради устройства личной жизни? Она не побоялась негодования горожан, высказывающих по этому поводу естественные в таких случаях комментарии. А может быть, это было простое отчаяние? Обычная безысходность измученного надеждой и одиночеством сердца?..


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Музыканты, композиторы
Валерий Дидюля
Добавить

Арт, статьи, поэзия
Добавить

Поэты, писатели
Ирина Емельянова
Добавить

Арт направления
Фотография
Живопись
Скульптура
Поэзия
Музыка
Добавить

Из каталога ресурсов

Добавить

| ИСТОРИЯ ГРОДНО | ВСЁ О ГРОДНО | ПРОГРАММА ТВ | СПРАВОЧНИКИ | НОВОСТИ | РАБОТА ВАКАНСИИ |
Яндекс.Метрика