войти регистрация напомнить пароль
Контактная информация добавить в закладки
Гродненские гусары в 1824 году
Гродненские гусары в 1824 году
Обновления
14.03.2016
О кобетах. Что есть для женщины счастье и как его можно себе обеспечить?
Автор: Светлана Денисова
6.02.2016

Автор: Ф. И. Игнатович

Работа www.grodno.by
Ваши идеи, пожелания, реклама, предложения по сотрудничеству.
Звонить только
с понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
моб: +375 296 [ноль][один] 86 82
email:yb.ondorg.liam@troppus.bew
2015-01-22 [Архив]

В драмтеатре отметили 20-летний юбилей спектакля "Камедыя пра нешчаслiвага селянiна..."

спектакльВ областном драматическом театре пустили с молотка часть реквизита спектакля «Камедыя пра нешчаслівага селяніна…». Впрочем, это было не единственной неожиданностью для зрителей: 20-летний юбилей и 350-й показ спектакля с самым длинным названием – «Камедыя пра нешчаслівага селяніна, яго жонку Маланку, жыда Давіда і Чорта, які страціў сэнс існавання» – отметили с размахом.

Мастер-класс по семейному уживанию и выживанию
У «Камедыі…» не совсем обычная история, ведь создавали ее три драматурга. Больше двухсот лет назад Каэтан Марашевский, профессор риторики и поэтики, сочинил «Комедию», в которой крестьянин во всех своих грехах винит Адама. Этот сюжет еще через сто лет доработал Франтишек Олехнович, добавив вечно недовольную жену. Завершил работу над текстом в 1991 году Владимир Рудов, сделав спектакль более современным и динамичным. И вот тут за текст взялись режиссеры многих театров Беларуси. В Гродно на сцене его воссоздал главный режиссер драматического театра Геннадий Мушперт.

Тема пьесы стара как мир: крестьянин Демка любит выпить. А денег нет. Одолжает водку у еврея Давида и прячет от жены в полено. Маланка – вечно зудящая жена, то картошки начисть, то дров наколи. Да бранит беспрестанно (три десятка уникальных проклятий для некудышнего мужа скороговоркой: от «чтоб у тебя все зубы повыпадали, а один остался и болел» до «чтоб тебе в чистом поле дверью прищемило»). Кто виноват в такой жизни? Адам, который первый согрешил, послушал жену, а остальным расплачивайся. Будь на его месте Демка, такого точно не случилось бы. Сказано – сделано. 

Является к Демке сам Черт, чтобы испытать его силу духа: сможешь промолчать один час, получишь 301 рубль (примерно столько Демке для счастья не хватало, чтобы рассчитаться за долг с евреем Давидом и себе на выпивку оставить). А нет – будь добр пожаловать в ад. Однако не будем портить аппетит тем, кто еще не видел спектакль, и говорить, чем же закончился спор.
http://grodnonews.by/uploads2/selyanin2.jpg

Сюжет прост, характеры – тоже. Но искрометный юмор, великолепная игра актеров, прекрасная работа режиссера и всей команды сделали свое дело: спектакль на гродненской сцене выдержал 350 показов и до сих пор пользуется популярностью. Кстати, его дважды списывали и дважды возвращали. По странному стечению обстоятельств ни разу после списания спектакля не уничтожали декорации и костюмы, как это обычно делается. Артисты уверены: кто-то свыше оберегает эту постановку. Может, надеется, что мужик поумнеет, а жены перестанут зудить? Но пока пьеса не теряет своей актуальности.
Впрочем, ее простота такая лишь на первый взгляд.

http://grodnonews.by/uploads2/selyanin1.jpg

– Когда приступили к работе над спектаклем, восприняли его как комедию – тем более, он так и называется. Но потом неожиданно показалось, что в ней заложена хорошая «мина», – рассказывает Александр Луценко, неизменный исполнитель роли мужика Демки. – Это комедия, и это правильно, ведь вся жизнь есть комедия, как сказал классик. Но в этой комедии присутствует и драма. Человек, живя, забывает о том, что жизнь – комедия, и у него наступает драматический период в жизни. Мне кажется, так происходит не только у моего героя, а вообще в жизни. И в конце концов в этом якобы легковесном материале есть и трагедия. Потому что в конце пути человек задается вопросом: «А как я жил?» И вот тут-то, наверное, редко кто отвечает, что прожил жизнь достойно. А мой герой так и вовсе совершил недостойный человека поступок: предал самых близких.

20 лет в одной рубахе
Двадцать лет на сцене – случай для театра почти исключительный. В Беларуси такие спектакли по пальцам пересчитать. Самый яркий пример, пожалуй, «Паўлінка» в столичном купаловском, которая традиционно открывает каждый сезон. Меняются актеры, а спектакль все живет. В «Камедыі…» состав почти тот же, что и на премьерном показе. Двадцать лет заключает сделку с Чертом Александр Луценко (крестьянин Демка), столько же голосит над живым-живехоньким Демкой Алла Лукьянова (Маланка) и отрывают Черту хвост Сергей Куриленко и Владимир Капранов (играют еврея Давида). Помолодел только Черт, которого сейчас играет Василий Минич.

Юбилейный показ «Камедыі…» от всех остальных отличался обилием героев – на сцену вышли сразу два еврея, которые то неожиданно сменяли друг друга, то выходили одновременно, словно двоясь в глазах Демки.

– Мы сегодня уговорились между собой с Капрановым, – рассказывает Сергей Куриленко, – а Луценко не знал. Каждый раз для него это была новость, когда мы поменяемся снова. 

Спрашиваю у Сергея Куриленко и про декорации с костюмами: обновляли их к юбилейному показу?

– Нет, все костюмы как сделали двадцать лет назад, так они такие и есть. Поизносились, правда, где-то карманы поотрывались, – показывает Сергей Владимирович свой плащ, где и без того латка на латке (заплатки, правда, всего лишь имитация). Впрочем, надорванные карманы делают костюм более настоящим. – А декорации обновляли уже несколько раз – подкрашивали, дерево реставрировали, переделывали светящиеся яблоки. 

Многие зрители обратили внимание на поношенные ботинки Давида: как одно из своих сокровищ он демонстративно снимает резинку, которая не дает окончательно оторваться подошве от голенища.

– Ботинки берегу, потому что это раритет – настоящие штиблеты начала XX века или даже конца XIX, – говорит Сергей Куриленко. – Они уже до меня были старые. Сам мастерил шнурочки, веревочки, чтобы ботинки держались и их можно было носить. Вначале здесь еще была подошва, вот даже видны деревянные гвоздики. Кое-что отвалилось во время спектаклей, клеили, подправляли.

Большая распродажа реквизита
Если вспомнить, что театр начинается с вешалки, то в случае юбилейного показа «Камедыі…» так было в прямом смысле слова. Уже в фойе гостей встречали народными песнями и угощали яблоками – любимой закуской Демки, одновременно и напоминанием слабости Адама. Перед входом в зрительный зал развернулась выставка-продажа изделий народных мастеров Гродно. Продавали глиняные свистульки, деревянные ложки, сувениры, обереги для дома из трав. Немало зрителей собралось возле Марьяна Скрамблевича, который играл на сделанных им самим народных духовых музыкальных инструментах.

Когда же зрители заняли свои места и артисты вышли на сцену, то это был уже поклон. Еврей Давид в исполнении Сергея Куриленко как-то сразу начал торговаться: вот, мол, поклон был, так может по домам? С первых минут в зале установилась непринужденная атмосфера, которой поспособствовала и викторина на знание спектакля. Правильно ответившие на вопросы героев зрители получали в подарок все те же яблоки, которые они срезали вместе с пригласительными билетами на один из спектаклей.

Сюрпризы на этом не закончились. В конце спектакля залу предложили отведать любимого Демкиного напитка, к которому прилагались бутерброды с салом. Вместе с артистами зрители поднимали тост за долгую сценическую жизнь «Камедыі…», пели гимн спектакля и фотографировались с Чертом, Демкой, Давидом и Маланкой.

Кому-то посчастливилось стать обладателями реквизита. С молотка пустили ермолку с пейсами, заветные «301 рубель» и глиняную кружку. Самым дорогим лотом стала бутылочка «Давидовки» с портретом автора напитка.


Источник: http://grodnonews.by/ru/0/21567/news

Автор: Татьяна Кузнеченкова
Опубликовал(а): Darya
г. Гродно, Беларусь