![]() |
![]() |
|||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() | ||||||||||||||||||||
И.И. КОХАНОВСКИЙ: ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ – ПОДВИГК 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯВ истории Республики Беларусь есть немало людей, на чью долю выпала многотрудная и героическая судьба. Одним из них является Иван (Ян-Станислав) Иосифович Кохановский, проживший короткую, но неординарную жизнь. Как педагог – биолог, эколог и общественный деятель, он достиг значительных успехов при создании в Гродно уникальных ботанического сада и зоологического парка. Своей молодой жизнью он пожертвовал в годы немецкой оккупации для спасения коллеги и отца многодетной семьи. К сожалению, его подвижническая деятельность пока еще мало кому известна. ![]() И.И. Кохановский
(1894-1942) Родился И.И. Кохановский в Гродно 16 (по нов. ст.) февраля 1894 г. в небогатой мещанской семье. Отец, Иосиф Андреевич, выходец из дер. Головачи Гродненского уезда, работал секретарем у Гродненского уездного предводителя дворянства. Мать, Иозефа Казимировна, родилась в Гродно и была домохозяйкой. У них было два сына и дочь, которым они смогли дать хорошее образование. Иван, самый младший из них, в 1913 г. успешно окончил Гродненскую русскую мужскую гимназию. Чтобы стать инженером-агрономом Иван Кохановский поступил в Чехословацкую сельскохозяйственную академию, находившуюся в Табоже. Когда началась первая мировая война, ему пришлось перевестись на сельскохозяйствнный факультет Юрьевского (ныне – Тартуского) университета. Но и там он смог продолжить учебу только с 1914 по 1917 г. В связи с приближением фронта в начале 1918 г. студенту-неудачнику пришлось вернуться в Гродно, оккупированный Германией, затем Польшей. В 1919 г. Иван Кохановский, несмотря на незаконченное высшее образование, был принят на работу в Гродненскую мужскую гимназию им. А. Мицкевича, в которой работал до 1939 г. профессором (так в Польше тогда называли учителей) биологии. За короткое время в здании бывшего российского реального училища им был оборудован с учетом европейского опыта прекрасный кабинет биологии. С 1920 г. при гимназии действовал кружок любителей природы, в котором занималось до 50 учащихся. Под руководством учителя они занимались препарированием животных и изготовлением гербариев, которые использовались как наглядные пособия. Преподавание биологии И.И. Кохановский всегда стремился проводить не только теоретически, по учебникам. На уроках им всегда использовались наглядные пособия: растения, животные, препараты из них и пр. В 1925 г. был открыт биологический огород (сад). Вначале в нем имелся ботанический отдел, в котором к концу учебного года уже произрастало 309 растений. К уходу за ними Иван Иосифович также привлекал учащихся. В 1928 г. им был дополнительно открыт зоологический отдел, в котором вначале было 17 видов животных. Это позволило внедрить в учебный процесс новые технологии обучения, в основу которых был положен системный подход, включающий углубленное изучение биоразнообразия природы, выработку практических навыков общения с ней и воспитание ответственности за ее будущее. Работал И.И. Кохановский постоянно и над повышением своей квалификации. В 1925 г. ему удалось, наконец, завершить высшее образование в Главной сельскохозяйственной школе Польши и получить диплом инженера. Накопленный опыт интенсификации учебного процесса, свои инновационные технологии он не скрывал от коллег. Наоборот, на экскурсии в биологический сад приглашались преподаватели и учащиеся других школ города. Со временем гимназия стала неформальным методическим центром по биолого-экологическому образованию. Основу его составили: кабинет биологии, ботанический и зоологический отделы биологического сада гимназии, городской музей природы, летний лагерь отдыха для учащихся в д. Озёры. |
![]()
| |||||||||||||||||||||
| ИСТОРИЯ ГРОДНО | ВСЁ О ГРОДНО | ПРОГРАММА ТВ | СПРАВОЧНИКИ | НОВОСТИ | РАБОТА ВАКАНСИИ | |