Гродно : Grodno.by Герб Гродно PART_A
Сайт о Гродно ВСЕ О ГРОДНО ПРОГРАММА ТВ СПРАВОЧНИКИ НОВОСТИ ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ ГРОДНО И ГРОДНЕНЦЫ НА ФОТОГРАФИЯХ
Заголовок О Гродно Герб Гродно PART_B
 

Биографическая справка Marian Zdziechowski; Мариан Эдмундович Здеховский

Мариан Здзеховский (польск. Marian Zdziechowski; Мариан Эдмундович Здеховский; 30 апреля (12 мая) 1861, Новосёлки под местечком Раков Минской губернии — 5 октября 1938 Вильна — польский филолог, историк литературы, критик, публицист. Носитель герба Равич. Marian Zdziechowski; Мариан Эдмундович Здеховский

Окончил русскую гимназию в Минске (1879). Учился на Историко-филологическом отделении Петербургского университета, затем в Дерптском университете (1879—1883). Совершенствовался в Загребе и Женеве. С 1888 жил в Кракове. Преподавал в краковском Ягеллонском университете (доктор 1889; доктор габилитированный 1894); доцент (1889), профессор экстраординарный (1899), профессор ординарный (1908). Член-корреспондент (1903), позднее действительный член Академии наук в Кракове. Один из основателей Славянского клуба в Кракове (1901) и его печатного органа «Swiat slowianski» (1901—1914).

Годы Первой мировой войны провёл в России (Раков, Судерве, Москва, Петроград). Февральская революция застала его в Финляндии. С 1919 года заведующий кафедрой всемирной литературы виленского Университета Стефана Батория; в 1920 году переименована в кафедру сравнительных литератур. В 1920—1931 читал лекции по русской литературе, духовным основам современной европейской культуры. В 1921—1922 годах декан гуманитарного отделения, в 1925—1927 ректор Университета Стефана Батория. Сотрудничал с Училищем политических наук при Обществе изучения Восточной Европы. Был председателем Профессионального союза польских литераторов в Вильне, председателем Общества друзей науки в Вильне (1928), попечителем Союза русских студентов УСБ. Член Венгерской Академии наук (1928), действительный член Варшавского учёного общества (1929). В связи с 50-летием научно-литературной деятельности в 1933 году удостоен званий доктора honoris causa Университета Стефана Батория и Тартуского университета. В 1938 году в связи с 55-летием научной и литературной деятельности Здзеховскому было присвено звание почётного профессора УСБ. Звание присваивал президент Польской Республики по представлению министра вероисповеданий и просвещения; если звание доктора honoris causa означало моральную связь между его носителем и учебным заведением, то звание почётного профессора позволяло читать лекции в университете.

Переписывался с Л. Н. Толстым и его окружением, посетил Ясную Поляну, общался с писателем. Был знаком и переписывался с русскими общественными и политическими деятелями, публицистами, писателями, учёными Н. С. Арсеньевым, Н. А. Бердяевым, С. Н. Булгаковым, Д. С. Мережковским, Л. Ф. Пантелеевым, А. Л. Погодиным, П. Б. Струве, с братьями Сергеем, Евгением и Григорием Трубецкими, Д. В. Философовым[1], Б. Н. Чичериным, С. Ф. Шараповым и др.

По инициативе Здзеховского в 1932 году был образован комитет по сооружению памятника на могиле умершего в 1929 году выдающегося виленского публициста Чеслава Янковского на кладбище Росса. Спустя год был установлен памятник по проекту Болеслава Балзукевича и Фердинанда Рущица в виде обелиска с урной наверху, барельефным портретом Янковского и надписью на латинском языке Qui nunquam queivit quiescit («Покоится, кто никогда не пребывал в покое») [2].

Автор изданных на русском языке под псевдонимом М. Урсин книг «Очерки из психологии славянского племени» (Санкт-Петербург, 1887) и «Религиозно-политические идеалы польского общества» (Лейпциг, 1896). Основные труды на польском языке по литературной славистике и компаративистике «Мессианисты и славянофилы» (1888), «Байрон и его эпоха» (1894, 1897) и многих других. Особенное внимание уделял русской религиозной мысли и сопоставлению русского и польского мессианизма.

Определяющей чертой русской души считал максимализм, размах которого мог очаровать поляков. Вместе с тем максимализм ведёт к антиномичности стиля жизни и склонности к крайностям: анархия и культ деспотического государства, мечта о братстве всех людей и неуважение к другим национальностям. Максимализм, сводя каждый вопрос к дилемме либо всё, либо ничего. Так как достижение абсолюта невозможно, максимум перерастает в отрицание действительности, в слепое и жесткое в своей решительности разрушение во всех сферах морали, социальной и государственной жизни. Максимализм порождает характерные для России, по мнению Здзеховского, противоречия, например, стремление к святости и безудержное наслаждение грехом, истовая вера и безбожие.[3] Крайнее выражение русского максимализма с его религиозностью и жаждой разрушения Здзеховский видел в болееевизме. Отдавая должное глубине русской религиозной мысли и литературы, он полагал опасным и разрушительным русское влияние на польскую душу.

Участвовал в русской печати (журнал «Северный вестник», газеты «Новости», «Рассвет»; «Московский Еженедельник» и др.), выступая главным образом по вопросам польско-русских и польско-австрийских отношений, умонастроений польского общества, новым веяниям в католическом богословии.

В виленский период, за исключением немногих собственно литературоведчесих работ (например, о литовско-белорусском начале в польскоязычном творчестве Владислава Сырокомли) сосредоточился на судьбах европейской христианской культуры, после катастрофы России, как воcпринималась им революция, вставшей на краю гибели. Скептически оценивал перспективы европейской культуры и моральное состояние польского общества, упадок которого усматривал в повсеместном распространении мещанской пошлости и легкомысленном отношении к болееевизму, недооценке его угрозы самому существованию цивилизации.

В предисловии ко второй части книги «elizie Orzeskowej w holdzie». М. Здеховский высказывает главную мысль всей этой Памятной книги, подчеркивая неразрывную связь творчества Ожешко с наднеманским краем: Писательница полюбила "родную литовско-белорусскую природу во всех её проявлениях и малых, и великих, полюбила её травы и цветы, её небо и воздух, шум её исчезающих лесов и грусть необработанных болотистых просторов, полюбила её первозданность и бедность".

Библиография Сочинения М. Здзеховского

  • Очерки из психологии славянского племени. Славянофилы. Санкт-Петербург, 1887.
  • Mesjanisci i slowianofile. Szkice z psychologii narodow slowianskich. Krakow: G. Gebethner i Spolka, 1888.
  • Byron i jego wiek. Studia porownawczo-literackie. T. I: Europa Zachodnia. Krakow: Czas, 1894.
  • Религиозно-политические идеалы польского общества. Очерк. С предисловием графа Л. Н. Толстого. Лейпциг: Э. Л. Каделич, 1896.
  • Byron i jego wiek. Studia porownawczo-literackie. T. II: Czechy, Rosja, Polska. Krakow: Czas, 1897.
  • Pestis perniciosissima. Rzecz o wspolczesnych kierunkach mysli katolickiej. Warszawa: E. Wende i spolka, 1905.
  • Die Grundprobleme Russlands. Literarisch-politische Skizzen. Aus dem Polnischen ubersetzt von Adolf Stylo, Wien – Leipzig, 1907.
  • U opoki mesjanizmu. Nowe szkice z psychologii narodow slowianskich. Lwow: Gubrynowicz i syn, 1888.
  • Pesymizm, romantyzm a podstawy chrzescijanstwa. Krakow: Czas, 1914.
  • Wplywy rosyjskie na dusze polska. Krakow: Krakowska Spolka Wydawnicza, 1920.
  • Europa, Rosja, Azja. Szkice polityczno-literackie. Wilno: Ksiegarnia Stowarzyszenia nauczycielstwa polskiego w Wilnie, 1923
  • Wladyslaw Syrokomla. Pierwiastek litewsko-bialoruski w tworczosci polskiej. Wilno: Lux, Ksiegarnia Stowarzyszenia nauczycielstwa polskiego w Wilnie, 1924.
  • Renesans a rewolucja. Wilno: Ksiegarnia Stowarzyszenia nauczycielstwa polskiego w Wilnie, 1925 (Biblioteka Ksiegarni Stow. nauczycielstwa polskiego IX).
  • Walka o dusze mlodziezy. Z czasow rektorskich. Wilno: Lux, 1927.
  • Od Petersburga do Leningradu. Wilno: Drukarnia Jana Bajewskiego, 1934.
  • W obliczu konca. Wilno: Grafika, 1937.
  • Widmo przyszlosci, 1939.
  • Wybor pism. Krakow: Znak, 1993.
О нём и его творчестве
  • 1. Лавринец, Павел «Гуманизм и культура в нашем с Вами понимании». Письма Дмитрия Философова Мариану Здзеховскому. Новая Польша. Национальная библиотека (2008). Проверено 20 декабря 2008.
  • 2. Irena Fedorowicz. W sluzbie ziemi ojczystej. Czeslaw Jankowski w zyciu kulturalnym Wilna lat 1905—1929. Krakow: Collegium Columbinum, 2005 (Biblioteka Tradycji Literackich nr XXXI). ISSN 1428-6998. ISBN 83-87553-83-2. S. 259.(польск.)
  • 3. Лыкошина Л. С. Образ России в польской общественной мысли (Исторический аспект) // Россия и современный мир. — 2008. — № 1 (58). — С. 61. — ISSN 1728-5223.
  • 4. B. Bialokozowicz. Marian Zdziechowski i Michal Arcybaszew // Studia Rossica III. Warszawa, 1996. S. 17—68.
  • 5. Bialokozowicz. Marian Zdziechowski i Lew Tolstoj. Bialystok: Luk, 1995.


Памятный знак
И.И. КОХАНОВСКИЙ: ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ – ПОДВИГ.
К 120-летию со дня рождения

Из Гродненских объявлений

  Добавить объявление

Погода в Гродно
Погода в Гродно на неделю

Работа www.grodno.by
Ваши идеи, пожелания, реклама, предложения по сотрудничеству.
Звонить только
с понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
моб: +375 296 [ноль][один] 86 82
email:yb.ondorg.liam@troppus.bew

Работа Вакансии

Обновления
14.03.2016
О кобетах. Что есть для женщины счастье и как его можно себе обеспечить?
Автор: Светлана Денисова

6.02.2016
СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ ДОКТОРА СТАНИСЛАВА-АВГУСТА ЖИЛИБЕРА: ОТ ГРОДНО ДО ЛИОНА
Автор: Ф. И. Игнатович

9.05.2015
К 70-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ Генерал – майор медицинской службы М.А. Шамашкин: Сражался за жизнь и здоровье воинов
Автор: Ф. И. Игнатович

Предыдущие изменения

Из каталога ресурсов

Добавить

| ИСТОРИЯ ГРОДНО | ВСЁ О ГРОДНО | ПРОГРАММА ТВ | СПРАВОЧНИКИ | НОВОСТИ | РАБОТА ВАКАНСИИ |
Яндекс.Метрика